Ретро-архив

Собрание книг, статей, технической и пользовательской документации к ретро-технике.

Формат Ц

Материал из Ретро-архив
Перейти к навигации Перейти к поиску
Формат Ц
BVH-2180-preview.png
Sony BVH-2180 из коллекции VCD
Носитель1" магнитная лента на катушках
Тип записиНаклонно-строчный
Системы цветностиNTSC, PAL, SECAM
РазработчикиAmpex, Sony

Формат Ц (SMPTE Type C, 1-inch Type C) — профессиональный формат аналоговой наклонно-строчной видеозаписи, использующий в качестве носителя катушки с магнитной лентой шириной в один дюйм (1"). Базовый стандарт разработан совместно компаниями Ampex и Sony в 1975-1978, и в 1978 году Общество инженеров кино и телевидения (ОИКиТ, SMPTE) приняло и стандартизировала формат видеозаписи SMPTE Type C. В этом же году был выпущен первый серийный видеомагнитофон, соответствующий стандарту - Ampex VPR-2. Формат Ц был разработан для замены устаревшего формата Квадраплекс (Quadruplex), который был намного дороже и сложнее в обслуживании, а также, несмотря на более широкую двухдюймовую (2") видеоленту, давал худшее качество видео. Формат Ц стал единым индустриальным стандартом, практически полностью заменив собой Квадраплекс, провалившийся на рынке формат A, разработанный компанией Ampex несколькими годами ранее, а так же формат B, разработанный компанией Bosch Fernseh, использовавшийся преимущественно в Европе. Видеомагнитофоны формата Ц оставались лидирующими на рынке вещательного видео-оборудования до 90-х годов двадцатого века, когда начал массово распространяться кассетный формат, разработанный компанией Sony, — Betacam SP.

Технические характеристики

Подробнее смотрите статьи: SMPTE Type C Helical-Scan Recording Format, ГОСТ 27505-87. Видеофонограмма на магнитной ленте 25,4 мм.

В сравнении с форматом Квадраплекс, видеокомплексы формата Ц имели гораздо меньшие габариты и вес, они имели куда более простые системы управления, а компонентная база даже в сравнении с самыми последними моделями видеомагнитофонов формата Квадраплекс (Ampex AVR-2, AVR-3) была намного надёжнее и проще в обслуживании. Помимо этого, за счёт использования метода наклонно-строчной записи и более совершенных корректоров временных искажений, формат Ц давал возможность записывать более качественное изображение.

Расположение дорожек на ленте

Наклонно-строчный вид записи также позволял манипулировать скоростью воспроизведения и получать чистые стоп-кадры во время паузы, в отличие от Квадраплекса, где это было невозможно из-за сегментированного линейного способа записи данных.

Ниже представлена сравнительная таблица одних из лучших видеомагнитофонов своих форматов для системы цветности NTSC — Ampex AVR-2 (Квадраплекс) и Ampex VPR-6 (Формат Ц):

Ampex AVR-2 Ampex VPR-6
Формат Квадраплекс Формат Ц
Метод записи Сегментированный линейный Наклонно-строчный
Полоса пропускания до 4.85 мГц до 5 мГц
Габаритные размеры минимального комплекта 1092 мм x 940 мм x 813 мм 533 мм x 482 мм x 533 мм
Вес минимального комплекта 216 кг 65 кг
Габаритные размеры полного комплекта 1657 мм x 940 мм x 813 мм 1433 мм x 838 мм x 673 мм
Вес полного комплекта 290 кг 247 кг

Качество цветного композитного видеосигнала, которое могли записывать видеомагнитофоны формата Ц, было сравнимо по качеству (а зачастую оно было даже выше) с кассетными видеомагнитофонами форматов Betacam и MII, которые записывали видео-сигнал уже в компонентном, а не композитном виде. Также, благодаря высокой полосе пропускания, формат Ц позволял записывать цветной видеосигнал без переноса цветовой поднесущей, например, как это было в кассетном формате U-matic, что давало ощутимую разницу в качестве изображения.

В лентопротяжном механизме видеомагнитофонов формата Ц используется так называемая "омега-заправка": видеолента практически целиком оборачивается вокруг блока вращающихся головок. Благодаря тому, что в формате Ц используется одна активная видео-головка, видеомагнитофон записывает один кадр изображения на один полный оборот барабана. Именно это позволяло использовать формат для станций компьютерной графики, а также получать чистый стоп-кадр без дополнительных буферных устройств для сохранения полных кадров изображения. Однако использование всего одной видеоголовки и высокая скорость протяжки ленты означали, что видеодорожка на ленте получалась крайне длинной - около 412 мм. Из-за этого с видеомагнитофоном практически обязательно было необходимо использовать корректор временных искажений.

Модели

Ampex

Sony

RCA

Hitachi

Marconi

NEC / 3M

Советский союз

Литература