Ретро-архив

Собрание книг, статей, технической и пользовательской документации к ретро-технике.

PCM-процессоры для магнитной видеозаписи

Материал из Ретро-архив
Перейти к навигации Перейти к поиску
Логотип PCM Recording для цифровых записей Denon

За десяток лет до появления первого массового и доступного цифрового аудио-формата CD Audio, в 1972 году компания Denon на основе разработок NHK (Японская вещательная корпорация) выпустила первый в мире 8-канальный рекордер цифрового аудио - Denon DN-023R, который в качестве носителя использовал двухдюймовую магнитную ленту, а запись велась через катушечный видеомагнитофон. Чуть позднее, спустя ещё пять лет, в 1977 году другая японская компания, Sony - выпустила первый серийный PCM-процессор (так же адаптер, рекордер) - Sony PCM-1.

Так как в начале 80-ых годов прошлого века не существовало аудио-носителей с достаточной пропускной способностью для записи цифрового аудио, разработчики из NHK придумали довольно изящный способ - PCM-процессор оцифровывал аналоговое аудио и преобразовывал его в аналоговый видеосигнал, на котором биты цифровой информации кодировалась в виде чёрных и белых точек. Видеосигнал записывался на катушечный или кассетный видеомагнитофон, а потом этот же видеосигнал с видеомагнитофона подавался на PCM-процессор для воспроизведения.

Логотип Technics PCM

Sony PCM-1 задал базовые характеристики для появившейся позднее спецификации EIAJ STC-007 японского института стандартизации, которая и использовалась для разработки всех последующих PCM-процессоров. PCM-1 записывал аудио без сжатия и потерь, с квантованием в 13 бит и 44.056 Гц частоты дискретизации, а преобразованный видеосигнал выдавал в системе цветности NTSC. В самом стандарте STC-007 квантование было поднято до 14 бит, а в стандарте STC-008, соответствующем системе цветности PAL, частота дискретизации поднималась до 44.100 Гц.

Позднее большинство японских аудио-гигантов и даже несколько компаний из США представило свои прототипы PCM-процессоров, некоторые из которых дошли до серийного производства. Расцвет серийного производства PCM-процессоров пришёлся на время, когда компания Philips уже представила свой формат цифрового аудио-носителя - CDDA, звуковой компакт-диск. CD Audio быстро захватил рынок цифрового аудио, и формат записи PCM на видеоленту быстро сошёл на нет, хоть и портативные процессоры довольно активно использовались для полевой записи цифрового аудио. Позднее его идеи были воплощены в формате Digital Audio Tape (DAT) компании Sony.

Модели PCM-процессоров